Иже удумал ты супостатину своего светла ума лишить, да разума в тьму окутать, дабы дневальных от ночных меткой не метил, звездно небо днем видал, да солнце свет по ночи ходил, да по всюду помыслом искал. Коли сотворишь сие, то мытарить вражина твой будет, юродством своим на округу изойдет. Иже хула уму его будет, а коли хула на ум накинута, то светильник внутренний гаснуть начинаить, да речить будет странные словины, да иной раз буйством изойдет, да по всяку бываить. Да хулу эту через болотный омут делают, через воду, что гибельность земли в себя каждодневно вбирает, ведь ведающий люд издревле потакает да ведает, что болотина то нечисти всяко разной уместина, да и водица, что чернью отдает, мрадит, да корневая на цвет, да вкус воротильный, да проклята та водица, сильной черностью намутнена, иже речено, что с самих бесовых хуторин изначаль свою имеет.
Обожди коль луну - хозяюшку кромсати станет, да на убыльность спехом коротаить начнет, изводится луна, так ты приступати должен, дабы исполнить все верностью кроткой.
Люд дни счетом ведет, так и ты своди счет, да на четвертый день ход творишь туда, где вода болотная жижей своей из недр сочится, да набери там ковш сей воды болотной. Когда черпанешь водицу, то реки словеса:
«Водица черная, болотинушка, трижды клятостью клятая, самим бесом проклятая, да не крестищем, а погибельника посочиной свячена, на гиблость люда ты хозяином пущена, да землицей матушкой черной слезинкой ты рождена, брожень недровая, ведать не проведать, да тобой хулу головную на (имя) сотворить. Даль топкая, силища болотная. Тако заповедовано. Аминь».
Да сим днем ты ковш сей крышней (крышкой) скрепи, аки бутыль, какую сладь, туда водину ту слей. Да на могилине, что речена таким же именем, как у супостатины, там, у ножины, а не у изголовушки прикопай. Ту водицу, когда прикопнешь, то изреки:
«Не на голову, а в ноженьки, да то мертвому, а то живому (имя) с сих ноженек, да прямо в ум разум, головушу. С мертвого водой все забирать, через водицу на живого (имя) мрачиной напускать. Аминь».
Да сверху пятачину откупом кинь, дабы мертвяку сладить почесть.
Пускай ночную пору отстоем отстоит, то вода гибельницей преисполнится, то мертвый свой костяной отстов на воду перекладом начнет скидывать, что с жил, да пустости головой, то все мрачиной пойдет через водицу на живого. На пятый день да под вечерню пору ходом твердым на кладбище сходи, да там отыскать должен ту же могилку, где прикопал ковш или бутыль с водой болотной. Откопаешь, да изреки:
«На ум - разум (имя) беру. Аминь».
Опосля иди в место укромное, да кострину разведи, и поставь котел, да в него простую воду речную аль озерную, да то не важностью исходит. Да пусть начнет кипеть та вода, а коли закипит, то в котелок тот кинь рубаху супостата своего иль вещицу, что он при себе имел, иль волос его, иль кровь, портретина, что рукой писана сгодна, иль та, что новшеством делана на бумаге отливом блестящим. Да кинь сие в котлину, что закипает, да обожди чуток, пусть кипятком начнет исходиться, да сверху с него лей водицу ту гибельную, что в болотине отыскана, да на могилине ночью лежана. Да коль нальешь ее в котлину ту, то реки сей говор черный, чтоб помутить супостата разум. да гляди, чтоб вода прикипем кипела, иже иначе толку мало:
«Заклинаю, зарекаю я семеро свидетелей,
Семь полей чернявых, семь речек быстрых,
Семь омутин гиблых, семь гор лысостью изведенных.
Да призываю я семь болотников, черных прислужников,
Вы болотну водицу силой гибельной, силой горести приделяйте,
Да водица Ваша болотная лихой доли умелица,
Сила в водице той сокрыта, сила горькая,
Кого сила та прикосом коснется,
Тот из живого в мертвого изведется,
Разумом помутнится, умом изведется,
Не способеет, не норовит, не сдюжит.
Так посылаю я с болотного на мертвого,
С мертвого на живого перекладываю,
да прямо в (имя) силу черную укладываю,
пусть сила черная (имя) разума лишает,
день и ночь его болотная не отпускает,
из дня в ночь из ноченьки в день кидает,
шепотом свербит, холодом ласкает,
изведет та водица болотная (имя),
черной слезой по щеке покатится,
из дому в могилину живого погонит,
да дороги он (имя) перепутает,
живых с мертвыми всех спутает,
забудет (имя) своих родичей
сестрицу с матерью заплутает, отца и братину заречит,
всех друженек словинами откинет,
одежку с ноженек на голову приденет,
башмачину варежкой, варежку ножиной.
Еду поедом, говнищей примесью, землицей прислащу,
травице горько привкусом поедом сжирать,
мытарить (имя) черным личиком,
бродом бродить по белосветному миреньку,
юродивой судьбинушки (имя) принять.
Да болотная водица трижды клятая
девятью словками древними,
семью омутинами глубоким заклятая,
мертвеца могилиной, черной молитовкой,
все иже реченно заклинем зарекаю,
(имя) светлого ума, разума лишаю,
Болотной водицей (имя) испиться
Так то речено, да не мною, а мертвым в могилушке сказано.
Всех словинок не перебрать, помыслом не отсчитать,
А ежели кто отмаливать не смотря грянет,
Того покойничий задел в могилину затянет.
Аминь».
Речи сии словеса семь раз, опосля каждого раза осиновую палку окунь в котел да перемешай против хода солнечного. А коли изречешь, семь раз сей говор черный, то опрокинь в огонь кострину все, что в котле бурлило, а коли опрокинешь, и потухнет пламя костровое, то изреки сие:
«Что потушено, то водой болотной загублено, то (имя) светла ума лишен. Водица черная, гиблая. Аминь».
Палку, что мешала котел тот, кинь там же на землицу и ход оттуда делай быстрый. Ежели все правильность да совестью учинил, то помутнится разум супостата твоего, да будет мытарить по округе.