Когда признаки болезни будут замечены, знахарь очерчивает больное место безымянным пальцем, читая молитву: «Да воскреснет Бог» и потом следующее:
«Встану я, раб Божий (имя рекъ), благословясь, пойду перекрестясь; умоюсь утреннею росою, утрусь тонким белым полотном и пойду из избы В двери, из дверей в вороты, под восточную сторону к Окияну морю. На том Окияне, море, стоит Божий остров, на том острове лежит бел горюч камень Алатрь, а на камени святый пророк Илия с небесными ангелами. Молюся тебе, святый пророче Божий Илия, пошли тридцать ангелов в златокованном платье , с луки и стрелы, да отбивают и отстреливают от (имя рекъ) уроки и призоры, и притки, щипоты и ло-моты, и ветроносное язво, туда, куда крылатая птица отлетаетъ, на черныя грязи, на топучия болота, и встречно и поперечно, стамово и ломово—на молоду, на ветху и на перекрое месяце.»
Иногда вместо безымянного пальца знахарь очерчивает пораженное язвою место мертвым мылом (т. е. тем, которым обмывали умершим человека); затем обращается с молитвою к Илье , пророку и силам небесным и наконец говорит:
«Спустите мне гром и моланью; отбивайте и отстреливайте от раба Божия (имя рекъ) уроки и призоры, щипоты и ломоты, потяготы и позевоты, и ветроносное язво, куда крылатая птица не залетает, и удалый молодец на коне, не заезжает, встречное и поперечное, стамово и ломово, внутренно, споево, закожно и жилянно. Какъ у мертваго мертвеца колеют руки и ноги, зубы и губы, трепущее тело, так бы кололи у (имя рекъ) уроки и призоры и притки, щипоты и ломоты, потяготы и позевоты, и ветроносное язво, встречное и поперечное, стамово и ломово, нутренно, споево, закожно и жилянно.»
Кроме мертвого мыла и безымянного пальца больное место очерчивает сосновым суком, который выпал из дерева от гнилости сам собою; затем знахарь обращается к пророку Илье и ангелам, и, наконец, говорит:
"Какъ у матушки у сухой сосны, сохнут и посыхают сучья и коренья из белой болони и краснаго сердца, так, бы сохло и посыхало у (имя рекъ) уроки и призоры и притки, щипоты и ломоты, потяготы и позевоты, на молоду, под полн, на перекрое и на ветху месяца; с буйной головы, с русых волос, с черных бровей, с ясных очей, с губ, с зуб, с рук, с ног, с легкаго и с печени, с крови горячей и трепущаго тела."
Лекарю и больному весь Ильинский месяц (июль) жить должно во всей чистоте души и тела и не иметь блудного греха, без чего лечение не будет успешно.